Сплав по реке Пахра (2 июля 2011 г.)

П
рогулку
на надувных лодках по подмосковной реке Пахра вряд ли можно назвать настоящим сплавом. Для характеристики подобных походов "бывалые" применяют пренебрежительный термин "матрасный сплав", тем самым  подчеркивая, что маршрут можно пройти даже на надувном матрасе. Нашу же команду, состоящую из 4-х человек, можно квалифицировать исключительно как любительскую, и соответственно, описание этого путешествия ни в коей мере не посягает на опыт "крутых" походов по таежным рекам с преодолением "непреодолимых" порогов, перекатов и т.п.

Выбор плавсредств

Для сплава мы приобрели две недорогие китайские надувные лодки Intex Seahawk 3. На выбор повлияло то, что кроме всего прочего, эти лодки изготовлены из высокопрочного материала, который "устойчив к воздействию масла, бензина, а также к механическим воздействиям". Не секрет, что в подмосковных реках вполне вероятно присутствие и бензина и масла, да и излишняя прочность лодки не не будет лишней (так оно и оказалось на практике). Единственным минусом такой лодки является ее большой вес - почти 14 кг. Исходя из полученного опыта, советую выбирать лодки Intex по формуле: "N-1". То есть трехместную - на двоих, двухместную на одного и т.д. В наших "трешках" оказалось достаточно комфортно сидеть вдвоем. Третий пассажир был бы явно лишним.

Река Пахра

К основных достоинствам Пахры следует отнести ее доступность (всего 12-ть км от МКАД) и достаточно хорошую проходимость летом в среднем течении при сплаве на лодке или байдарке. К плюсам так же следует отнести и отсутствие на ее берегах населенных пунктов (ниже Подольска). Ну и главное - река несомненно красивая. Недостатки "вытекают" так же из-за близкого расположения к Москве - речка, что уж тут говорить, грязновата, да и на берегах ее практически нет мест, где можно комфортно причалить и отдохнуть.

Маршрут

От метро Пражская на такси по Симферопольскому шоссе до места начала сплава: метка №1 - автомобильный мост через реку Пахра. Далее 17 км по реке до ж/д моста – места окончания сплава (метка №2). Обратно в Москву на электричке от платформы Ленинская (метка №3) Павелецкого направления.

Итак, поехали, пошли, поплыли...

Процесс сбора плавсредств под автомобильным мостом.

Две лодки Intex Seahawk 3 готовы к спуску на воду.

Осталось позади место старта - автомобильный мост.

В нашем экипаже первым на весла сел Слава.

Второй экипаж.

А вот и первое препятствие - затор на реке, образованный упавшим деревом. Оказалось, что обойти его можно только под ветками, вплотную прижавшись к левому берегу.

Разработана методика прохождения затора - "ползком, лежа в лодке на спине".

Сначала проползает Игорь, потом Коля...

Ну а это уже мы со Славой перенимаем опыт проползания под ивами.

По берегам Пахры преобладают заросли плакучих ив.

 

 

Эти ивы так любят наклоняться над рекой, что иногда они падают и тем самым создают естественные преграды для движения лодок.

Вода в реке имеет характерный зеленовато-мутный цвет и затхлый запах. Пить ее, думаю, равноценно самоубийству, даже в кипяченом виде.

Продолжая тему про воду, нужно отметить, что часто вдоль берега виднеются насосы, которые безжалостно выкачивают речную воду для полива многочисленных плантаций по выращиванию овощей, которые потом через торговую сеть попадают на наш стол. Вот он в действии "круговорот грязной воды в природе" - сначала мы загрязняем реки, а потом эта грязь через воду попадает к нам на стол. 

На протяжении всего маршрута ведется фото и киносъемка.

Слава на веслах. Надо заметить, что скоростные качества наших лодок оказались весьма посредственными. Даже если как следует налечь на весла, скорость, измеренная нашим GPS-навигатором, не превышала 4-х км/час (течение в Пахре практически отсутствует).

Примерно посередине между деревнями Быковка и Услонь река круто поворачивает на юг.

Образуя такой вот обрывистый берег в месте поворота.

Подвесной мост через Пахру.

А это неожиданно появившееся бревно чуть было не торпедировало нашу лодку.

Первая четверть путешествия проходит главным образом под сенью таких вот деревьев.

Первая остановка - "Песчаный плес". Выходим на берег размять затекшие ноги.

После отдыха я сажусь на весла, а Слава занимает место штурмана.

Такая же смена ролей происходит и во втором экипаже.

Сначала услышали шум воды, а потом и увидели небольшой перекат образованный бетонными блоками.

Так вот выглядел этот перекат.

Впереди виднеется очередной затор.

Каждый затор на Пахре является своеобразным фильтром - около него скапливается столько мусора, что любая подмосковная свалка позавидует. Товарищи! Не оставляйте мусор на берегах рек и не бросайте его в воду. Заберите его с собой и выкиньте в ближайшую урну. Подумайте о той природе, которая достанется нашим потомкам! 

А этот жуткий грязнющий затор преодолеть по воде не получилось. Пришлось обносить лодки по правому берегу.

Заодно починили сломавшееся весло. Граждане! Никогда не покупайте китайские разборные  весла BestWay - пластиковые соединительные муфты ломаются в первый же день.

После того, как мы прошли 2/3 пути сделали основательный привал с небольшим костерком и приготовлением несложных горячих блюд.

Слава поддерживает огонь костра.

После привала река стала шире, глубже и чище.

В этой части Пахры можно наблюдать рыбаков (значит и рыба еще в реке встречается).

 

А вот вдали показался железнодорожный мост - конечная точка нашего путешествия.

Последний взгляд на Пахру... Как хочется чтобы она всегда была такой же чистой, как на этих последних фотографиях.

 

GPS-трек нашего путешествия (точное расстояние 17,1 км)

В заключении совет тем, кто надумает повторить подобный сплав по Пахре... Гораздо выгоднее начать путешествие с Домодедовского шоссе, чуть ниже места впадения в Пахру реки Конопельки - в этом случае Вам не придется преодолевать как минимум три грязных затора.

июль 2011 г.

Вернуться на главную страницу

Сайт создан в системе uCoz